КОЛЫМСКАЯ ТРАССА

КОЛЫМСКАЯ ТРАССА

Туристический маршрут:
город Магадан — поселок Оротукан — город Сусуман — поселок Уеть-Нера. Протяженность маршрута 1042 км.

История возникновения населенных пунктов области чаще всего связана с освоением месторождений полезных ископаемых. Наиболее густо поселки расположены в бассейне верхнего течения Колымы и Индигирки, и связаны они между собой центральной Колымской трассой. Благодаря этой дороге стало воз¬можным быстрое освоение края.
Строительство трассы было начато в 1932 году. Через 6 лет она протянулась на тысячу километров. Сейчас протяженность центральной трассы составляет 1168 км. Проложена она по жи¬вописным долинам, взбирается на многочисленные перевалы, пересекает большие и малые реки. Поход на велосипедах, мото¬циклах, автомобилях познакомит со всем колымским краем. Авто¬заправочные станции имеются в Магадане, Палатке, Атке, Стрел¬ке, Ягодном, Берелехе, Артыке, Усть-Нере. По трассе также ре¬гулярно курсируют комфортабельные автобусы, выполняющие пассажирские рейсы во многие поселки области.
Трасса берет свое начало на побережье Охотского моря. Пять¬десят лет назад на этом месте шумела тайга, а сейчас здесь рас¬кинулся красивый северный город, промышленный, научный и культурный центр области. Разнообразное горно-обогатительное оборудование, разработанное магаданскими конструкторами и учеными, производит ремонтно-механический завод. Миллионы тонн грузов перерабатывает морской порт. Мощные современные автомашины развозят грузы по всей области.
В Магадане действует 5 научно-исследовательских институтов. Природные богатства края разведует Северо-Восточное террито¬риальное геологическое управление. Союзное производственное ордена Трудового Красного Знамени объединение «Северовосток-золото» ведет освоение месторождений.
Специалистов с высшим и средним специальным образовани¬ем готовят Государственный педагогический институт, филиалы Хабаровского политехнического и Всесоюзного заочного юриди¬ческого институтов, техникумы и медицинское училище.
В Магадане работают областной Дом политического просве¬щения, комитет по телевидению и радиовещанию, Дворец куль¬туры профсоюзов, книжное издательство, музыкально-драматиче¬ский театр, филармония, Дворец спорта, имеются отделения Со¬юза писателей и Союза художников, музыкальная школа.
Прямой, интересно решенный в архитектурном плане проспект имени Ленина переходит в Колымскую трассу.
На 8-м километре трассы расположен птицеводческий совхоз «Дукча». На 23-м километре в совхозе «Снежный» (23) *(* Расстояние от Магадана) недавно построен современный свиноводческий комплекс.
Далее дорога отходит на Смежную Долину — любимое место отдыха магаданцев. Здесь размещены пионерские лагеря, Дом отдыха.
За перевалом Хабля, на реке Уптар, среди тополей и чозений стоит поселок Уптар (47) — база строительства Колымской ГЭС. Рядом с Соколом — новым поселком авиаторов — расположен аэро¬порт — воздушные ворота Колымы. В поселке Стекольный (72) работает завод на местном сырье — вулканическом пепле. Цент¬ральная геолого-геофизическая экспедиция размещена в поселке Хасын; Современными многоэтажными зданиями отстраивается Палатка — центр Хасынского района.
С 90-го километра отходит Тенькинская трасса. На пути рас¬кинулся Карамкен (103)—поселок шахтеров. За ним поднялись сооружения горно-обогатительного комбината.
В феврале 1932 года первая автоколонна пробивалась через снега к колымским приискам. Карамкенский перевал лишь с третьей попытки был взят штурмом, которым руководил дирек¬тор треста «Дальстрой» Э. П. Берзин.
С Карамкенского перевала высотой 797 м трасса сбегает в Ольскую долину. За рекой Ола расположен поселок Яблоневый (150).
На одноименном перевале высотой 928 м стоит памятник связисту И. Ф. Макееву, погибшему в 1932 году при прокладке линии связи.
С 196-го километра дорога отходит к Эликчанским озерам.
Крупное автотранспортное предприятие находится в поселке Атка (208). С первых лет освоения края долина оказалась на пу¬ти геологов, горняков — это была основная перевалбаза.
За поселком расположены два перевала — Болотный, высотой 979 м, и Черное озеро, высотой 875 м. С 256-го километра доро¬га уходит на курорт Талая.
Безлесный перевал Дедушкина Лысина высотой 997 м в ок¬ружении суровых каменистых сопок ведет к поселку Мякит (285). Раньше здесь располагался штаб автотранспортников Колымы, сейчас в благоустроенном поселке живут рабочие прииска.
С 326-го километра отходит Омсукчанская трасса. Поселок Стрелка стоит на развилке: отсюда начинается дорога, ведущая к поселкам Усть-гСреднекан и Сеймчан.
За Гербинским перевалом высотой 895 м, в долине притока Колымы, лежит красивый поселок Оротукан (406). Горнякам хо¬рошо известен завод горного оборудования, который изготавли¬вает для всей Колымы буровую технику, электроагрегаты, узлы бульдозеров, драг, производит ремонт станков. В суровую зиму 1942 года здесь была выдана первая плавка высококачественной стали. Ныне мартеновский цех выпускает марганцовистую изно¬состойкую сталь. Электротехнический цех снабжает Колыму, Якутию, Чукотку электроаппаратурой.
Оротуканский завод одним из первых в области перешел на новую систему планирования и экономического стимулирования, первым внедрил прогрессивную систему бездефектного изготов¬ления продукции.
В поселке Спорный (442) авторемонтный завод. На 465-м ки¬лометре трасса пересекает реку Колыму. В 1937 году поселку, называвшемуся в период строительства моста Переправа, при¬своено название Дебин. Отсюда идет одна дорога на Синегорье. другая через прижимы Колымы проложена к совхозу «Эльген». Дорога к живописным озерам Джека Лондона и Танцующих Ха¬риусов отходит с 533-го километра.
На месте будущего поселка Ягодное (542) в 1934 году посели¬лись дорожники. «Везде, на каждом шагу ягоды и ягоды... Такое изобилие ягод мы встретили впервые», — писал Н. Кутузов, один из первых изыскателей трассы. В 1942 году сюда из Хатыннаха Перешло Северное горнопромышленное управление. В поселке имеется ремонтный завод. Здесь замыкается дорожное кольцо Де¬бин—совхоз «Эльген».
Наиболее тяжелый перевал на Колымской трассе — Бурхалинский, высотой 1011 м.
Берелех (646) — поселок автотранспортников. Созданная в 1936 году автобаза в настоящее время насчитывает в своем пар¬ке сотни мощных автомобилей. Они развозят по всей Колыме топливо, продовольствие, оборудование.
К северу отходит дорога на Буркандью.
В 1964 году Указом Президиума Верховного Совета СССР по¬селок Сусуман (650) переименован в город. В настоящее время это центр крупного промышленного района. В 1938 году на базе трех приисков «Мальдяк», «Ударник», «Стахановец» было соз¬дано Западное горнопромышленное управление, позже преоб¬разованное в горно-обогатительный комбинат.
Сусуманцы всегда на переднем крае борьбы за технический прогресс. Три десятилетия назад в ГОКе появилась первая дра¬га Магаданской области. Передовая технология гидрооттайки по¬лигонов впервые в области разработана специалистами комби¬ната. Сейчас широко внедряется землесосный способ промывки песков. Известны всей области имена Героев Социалистическо¬го Труда В. С. Фуфлыгина, И. А. Кудыма — инициаторов комп¬лексной организации труда на добыче золота. Коллектив Сусуманского комбината награжден орденом Октябрьской Рево¬люции.
Трасса бежит дальше по долине Чай-Юрюе. В бассейне реки в тридцатые годы была разведана золотоносная россыпь. Один за другим открывались тогда прииски «Фролыч», имени Чкало¬ва, «Чай-Урья», «Большевик», «Комсомолец».
На 694-м километре заканчивается Тенькинская трасса. Ко¬лымская же поднимается к Аркагалинскому перевалу, высота ко¬торого 966 м. Недалеко друг от друга расположены поселки Мя-унджа и Аркагала. Один знаменит углем, другой — ценным металлом. Первооткрыватель этих месторождений геолог Борис Иванович Вронский писал в своей книге «На золотой Колыме»: «Куда идти: налево по Аркагале или направо по Мяундже?.. Мы пошли сначала вверх по Аркагале. В глаза бросилось резко уве¬личивающееся количество кусков каменного угля. Зато опробо¬вание показывало слабые знаки золота. Маршрут вверх по Мя¬ундже показал противоположную картину: очень слабую («знаковую») угленосность и повышенное содержание золота во взя¬тых пробах».
В конце 40-х годов начали проектировать крупнейшую на Севере тепловую электростанцию. Впервые в СССР в условиях Крайнего Севера строилась плотина мерзлого типа. Зимой 1954 го¬да Аркагалинская электростанция была включена под нагрузку.
На базе дешевого тепла работает совхоз «Энергетик». Шахте¬ры и горняки получают молоко, продукты птицеводства, овощи.
Следует отметить, что по производству овощей в закрытом грунте на душу населения Магаданская область вышла на пер¬вое место в стране. В среднем выращивается огурцов и помидо¬ров по 12—15 килограммов с квадратного метра. Большая заслу¬га в этом аркагалинского овощевода Н. Г. Гутыдзе. Испытав десятки сортов тепличных культур, он выращивает наиболее уро¬жайные сорта огурцов, помидоров и... винограда.
На 739-м километре трассы расположился шахтерский посе¬лок Кадыкчан. Промышленный комплекс вынесен далеко за жи¬лые кварталы. В 1960 году здесь освоено производство газозоло-бетона на базе золы Аркагалингской электростанции. Угольные шахты являются высокомеханизированными предприятиями. Добыча угля ведется комбайнами, конвейеры выдают его на-гора, экскаваторы грузят уголь в мощные БелАЗы.
За поселком отходит в Якутию Хандыгская трасса (740).
В поселке Аркагала (750) памятник летчикам капитану И. А. Ковылину, штурману Д. В. Михасеву, стрелку-радисту Н. Д. Борискину, погибшим в 1942 году при выполнении правительст¬венного задания по перегону самолетов с Аляски на фронт.
После Колымо-Индигирского перевала высотой 1154 м трасса бежит вдоль реки Неры. В Озерном — центральная усадьба оле¬неводческого совхоза. За поселком Делянкир (864) начинается территория Якутии.
В 1934—1935 годах партия И. И. Галченко открыла золото¬носность долин Анка, Нюча, Гаврилка. Позже партии Е. Т. Ша¬талова и И. Е. Исакова подтвердили золотоносность всего бассей¬на реки Неры и правобережья Индигирки. Экспедиция В. А. Цареградского положила начало планомерному освоению района.
В годы войны на базе месторождений Победа, Панфиловское, Тирехтях было организовано Индигирское горнопромышленное управление с центром в поселке Усть-Нера (1042). Ныне здесь Индигирский горно-обогатительный комбинат.
Трасса заканчивается на левобережье Индигирки в поселке Угловой (1168).
Автомобильное и мотоциклетное путешествие по маршруту Магадан — Сусуман — Томтор — Хандыга (1400 км) относится к IV категории сложности. Велосипедное от Магадана до поселка Кюбюме (Хандыгская трасса) — к V категории сложности.
***
== создатель сайта Колпаков Олег ищет жителей п. Карамкен =

Hosted by uCoz